Да, это анахронизм, но в нашей гостинице она будет.
И сама оно будет вневременной, так что кидаем сюда цитатки, что читали и/или читаем.
Сама и начну. С того, чем поделилась сегодня в Живом Журнале
"Шах Кавад (488–531) унаследовал сложную этносоциальную систему, которую его предки старательно поддерживали. Три знатных парфянских рода: Карены – в Армении, Сурены – в Хорасане и Михраны – в Арране – были опорой престола. Мобеды (жрецы) и дабиры (писцы) составляли интеллектуальную прослойку; азады (свободные) служили в коннице. Четвертое сословие платило налоги, обрабатывая землю и разводя скот.
Но чтобы поддерживать эту систему, осложненную наличием малых этносов: дейлемитов, арабов, саков, иудеев, армян, христианских общин несторианского и монофизитского толков, митраистов и гностиков, требовалась постоянная трата пассионарности; и однажды ее перестало хватать.
Началась фаза этнической обскурации – сокращение числа элементов, составляющих этносоциальную систему. Произошло это так. Стихийные бедствия – засуха, недород, налет саранчи – вызвали в 491 г. беспорядки, и тогда фаворит шаха вазир Маздак предложил свою программу, состоящую из двух частей: философской и экономической. Маздак полагал, что царство света и добра – это сфера воли и разума, а зло – стихийности и неразумия. Поэтому надо построить мир разумно: конфисковать имущество богатых и раздать его нуждающимся. Поскольку «нуждающихся выбирал сам Маздак, то понятно, что в короткое время к существовавшим группам населения (субэтносам) добавилась еще одна – маздакиты, то есть желавшие жить за казенный счет, пополняя казну конфискациями".
Лев Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия.
Я копировала из:
Лев Гумилёв » PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза (сборник)
https://iknigi.net/avtor-lev-gumilev/11 … ge-75.html
*
понимаю, выглядит претенциозно. Будут разные. Заодно буду честна: Эту книжку Льва Николаевича я мытарила чуть ли не 2 месяца . Хорошо, тогда как раз самоизоляция выпала, продлевать не пришлось