Ссылки на книги, цитаты, исторические статьи
Наваррский коллеж
Сообщений 1 страница 20 из 46
Поделиться22016-04-15 00:03:27
Попалась на глаза интересная статья о Париже.
http://nikolai-endegor.livejournal.com/63392.html - Путешествие по следам мушкетеров - часть I
http://nikolai-endegor.livejournal.com/63733.html - Путешествие по следам мушкетеров - часть II
http://nikolai-endegor.livejournal.com/63764.html - Путешествие по следам мушкетеров - часть III
http://nikolai-endegor.livejournal.com/64042.html - Прогулки по Парижу. По следам мушкетеров (карты)
Отредактировано Жан-Арман де Тревиль (2016-04-15 00:08:42)
Поделиться32016-04-15 12:32:16
Жан-Арман де Тревиль а автор (3 года назад, в июне 2013) забыла распечатку пути д'Артаньяна в Париже в отеле и от Лувра угуляла в сторону моей службы у Её Величества королевы-матери, т. е. к Люксембургу
(где-то на этом месте - как показалось автору тогда! - снимал квартиру граф де ла Фер)
Отредактировано Маркиза де Комбале (2016-04-16 20:59:12)
Поделиться42016-04-25 11:19:52
Французский Институт
Туристы, приехавшие в Париж, обычно прежде всего приходят на остров Сите, оттуда, с его западной окраины, открывается ошеломительный вид на Париж. Справа - галереи Лувра, построенные по приказу Екатерины Медичи, а слева, создавая гармоничный ансамбль с королевским дворцом и как бы объединяя два берега Сены, возвышается знаменитый купол Колледжа Четырех Наций, который украшает Париж уже более трехсот лет.
Людовик XIV не любил Париж, но, тем не менее, вошел в историю как реформатор столицы. Находясь под влиянием кардинала Мазарини (тайного мужа своей матери, Анны Австрийской), король мечтал превратить Париж в "Новый Рим". Был вызван даже законодатель итальянской архитектурной моды Бернини, но его сотрудничество с французами не удалось. За годы правления Короля-Солнца Париж совершенно изменился. Средневековый город-крепость с узкими, грязными, вонючими улицами остался лишь в истории и в литературе. Людовик XIV первым ввел городское освещение. Появились такие шедевры архитектуры, как Дворец Инвалидов, восточный фасад Лувра, Королевский мост, Вандомская площадь.
Среди всего великолепия памятников XVII века особое место занимает здание Французского Института, в стенах которого сегодня разместились пять академий.
Французская Академия - самая знаменитая и самая старая - была создана кардиналом Ришелье. На протяжении веков интеллектуалы были в особом фаворе у французского двора. Идея собрать воедино все прославленные умы королевства и создать Академию по подобию Итальянской витала в воздухе давно. Карл IX даже учредил Академию поэзии и музыки, в это же время брат короля и сам будущий монарх Генрих III создал Академию при Дворце, но обе эти академии оказались однодневками. Непрерывные религиозные войны не были подходящей средой для академий.
В 1629 году секретарь короля Валентен Конрар стал устраивать еженедельные собрания литераторов. Вскоре на эти собрания обратил внимание Ришелье и взял их под свое покровительство, а в 1635 году по указу короля Людовика XIII все члены кружка превратились в академиков.
В 1663 году учредилась "Малая академия", в ее задачу входило следить за правильностью латинских и французских надписей, которые гравируют на памятниках и монетах королевства, вырабатывать правила французского языка таким образом, чтобы он был понятен каждому. Позже ее переименовали в Академию Изящной словесности. Еще через три года была образована Академия наук и только в XIX веке учреждены Академия Изящных искусств и Академия гуманитарных и политических наук.
У самой первой академии своего здания не было. Заседания проходили дома поочередно у каждого из академиков, а в 1672 году король выделил для нее часть помещений Лувра. Прошло почти полтораста лет, прежде чем академики обрели свой собственный дворец - Французский Институт (1805 год).
История этого здания одновременно и проста, и загадочна. Во многих путеводителях и книгах о Париже говорится о том, что по завещению кардинала Мазарини часть его огромного состояния была использована для создания Коллежа Четырех Наций. По желанию кардинала в новом учебном заведении должны были обучаться 60 юношей из четырех новых, доставшихся Франции по Вестфальскому соглашению, провинций Эльзаса, Русильона, Артуа и Пьемонта. Особые средства были выделены на постройку нового здания. Долго не могли найти подходящее место, пока премьер-министр Кольбер не остановил свой выбор на набережной, возле Нельской башни, прямо напротив Лувра.
По одной из версий сам кардинал Мазарини решил привезти из Рима, в память о своей родине, нескольких монахов-иезуитов (Мазарини принадлежал к этому же религиозному ордену) и поселить их в Париже. Для них на левом берегу Сены, напротив Лувра, он собрался построить церковь святой Анны Королевской, в честь Анны Австрийской, своей возлюбленной. Поскольку церковь должна была принадлежать иезуитам, то и строить ее стали в стиле иезуитов, который позже, перестав быть религиозным архитектурным течением, получил название барокко.
Какова бы ни была предистория этого здания, бесспорно, что проект был создан архитектором ле Во. По его эскизам построено множество дворцов в самом Париже и пригородах. Он автор знаменитого дворцового ансамбля Во-ле-Виконт. По его планам застроен остров святого Людовика, он же принимал участие и в постройке квадратного двора Лувра.
Представленный в 1662 году проект сразу же был одобрен королем. Здание полностью соответствовало итальянским архитектурным канонам, оно было полукруглым, заканчиваясь по обеим сторонам квадратными пристройками, в центре возвышалась часовня, увенчанная куполом, она была создана для того, чтобы разместить здесь гробницу с телом кардинала. Скульптуру Мазарини выполнил Куазевокс, и гробница была установлена через тридцать лет после смерти кардинала.
Дворец был почти закончен к 1667 году, оставалось только оформление интерьеров, но внезапная смерть Луи ле Во приостановила работы. Их продолжил его ученик и помощник Франсуа д'Орбэ. В соответствии со вкусами эпохи барокко, часовня была расписана чрезвычайно ярко.
Часовня, превращенная в зал торжественных заседаний
Часовня, превращенная в зал торжественных заседаний
Коллеж открыл свои двери в 1677 году и просуществовал до революции. Новая власть превратила дворец сначала в склад зерна, а потом из-за дефицита помещений его использовали как тюрьму.
Став Императором, Наполеон в 1805 году передал здание Институту Франции, который объединил под своей крышей все существовавшие тогда академии. Архитектор Антуан Водуайе осуществил необходимые преобразования, чтобы приспособить дворец для его новых обитателей. В часовне он разместил зал для торжественных заседаний.
Здесь несколько раз в год по самым торжественным случаям собираются сорок "бессмертных", как называют академиков во Франции. Любой может судить, сколь точно это название: академиками были Монтескье, Вольтер, Расин, Корнель, Лафонтен, Мирабо, Шарль Пьерро, Ламартин, Шатобриан, Ампер, Дюма-сын, Гюго, Пастер, Скриб, Эдмон Ростан и его сын биолог Жан Ростан, Клемансо, Анатоль Франс, Ионеско, Мориак, Моруа, Ренэ Клер… Здравствуют Морис Дрюон, Анри Труайя… Список огромен - он насчитывает 700 имен.
Академиков избирают сами же академики после того, как уходит из жизни один из их собратьев. Став бессмертным, академик получает шпагу, каждый раз индивидуальную, выполненную по эскизам специально приглашенного художника, и зеленый камзол, одинаковый и обязательный для всех. Его модель была установлена в 1803 году и с тех пор неизменна.
Кроме торжественных собраний академики встречаются каждый четверг для рабочих совещаний, где они, как и в прежние века, обсуждают проблемы современного французского языка и составляют его словарь: за триста лет вышло уже девять изданий. Французский Институт может посетиь любой желающий в выходные дни, предварительно записавшись по телефону 33/1 43 29 55 10, а особо любопытные могут наблюдать красочное зрелище: выход академиков каждый четверг во второй половине дня.
http://www.kontorakuka.ru/countries/eur … titute.htm
Отредактировано Маркиза де Комбале (2016-04-25 20:37:39)
Поделиться52016-05-22 13:08:53
О песне, что исполняют Миледи и Рошфор в фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра"
Отредактировано Маркиза де Комбале (2016-05-22 13:12:02)
Поделиться62016-06-11 23:38:24
Наткнулась на книжку на английском конца 19 века
http://www.gutenberg.org/files/50218/50 … 0218-h.htm
http://www.mirrorservice.org/sites/ftp. … 0850-h.htm
Из того, что разобрала, поняла, что не научно-популярная литература, а скорее собрание сплетен, слухов и легенд
Посвящения авторами своих книг известным людям
http://www.margini.unibas.ch/web/rivist … oli_2.html
Отредактировано Маркиза де Комбале (2016-06-12 00:04:18)
Поделиться72016-07-28 17:35:28
Медицина 17 - 19 веков (Франция)
Попалась любопытная статья, не буду ее полностью переносить сюда, а лишь то, что касается нашего 17 века.
Думаете, это просто песочные часы?.. А вот и нет! Не просто!.. Эти часы отсчитывают ровно одну минуту для измерения пульса. Полагаю, очень удобная вещь! Часы эти были изготовлены во Франции в 1601 году.
Вот такой набор носил с собой эскулап во Франции в 17 веке
А вот это - уже набор 18 века! Всего-то сто лет прошло, а разница чувствуется...
Поделиться82016-07-28 22:18:22
Брр...
Поделиться122016-12-13 13:41:14
Фрескобальди (Frescobaldi) Джироламо (около 9.9.1583, Феррара, — 1.3.1643, Рим), итальянский композитор и органист. Концертировал в Европе. С 1608 органист собора св. Петра в Риме. Автор многочисленных пьес для органа (фантазий, токкат, канцон, ричеркаров), клавесина (прелюдий, фуг, партит), а также вокальной музыки. Обогатил органный репертуар, заложил основы свободного стиля, создав новый тип мелодики и развив форму фуги. Основоположник итальянской органной школы (впоследствии его называли "итальянским Бахом"), Ф. оказал влияние на последующие поколения органистов; среди его учеников — немецкий органист И. Я. Фробергер.
Отредактировано Маркиза де Комбале (2016-12-13 13:42:01)
Поделиться132017-01-08 20:47:25
Утюг: от каменного века до наших дней
Эдгар Дега. Девушки, гладящие белье в прачечной
Любая хозяйка подтвердит, что стирка белья не так утомительна, как его глажка. После стирки – ручной или машинной – белье нужно гладить.
Об эволюции утюга мы и расскажем сегодня. Как история парохода немыслима без упоминания плота, так и история утюга будет неполной без краткого рассказа о его предках.
Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.
Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой», и рифленой доски, имевшей множество названий — «рубель», «ребрак», «пральник».
Высушенное белье наматывалось на «качалку» и каталось по столу «рубелем».
Семейство рубелей было многочисленно.
Скалка и деревянный "утюг" для глажения(так как нас больше интересует история, то я позволила себе сократить часть, относящуюся к настоящему для авторов времени. Ссылка на источник - в заглавии).
Отредактировано Маркиза де Комбале (2017-01-08 20:50:10)
Поделиться142017-01-21 22:49:12
Недоверие к опыту западных (католических) святых - довольно обычно для восточных (православных) учителей и богословов. Однако иногда можно увидеть и нечто другое. Свт. Феофан Затворник, его же память ныне [22 января] совершаем, читал, переводил и благословлял читать своим духовным чадам " РУКОВОДСТВО К БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ" французского святого, жившего в XVI-нач.XVII в. - Франциска Сальского. И сейчас эта книга издается по-русски именно в переводе свт.Феофана* (http://refdb.ru/look/2297645-pall.html).
* * *
В предгорьях Альп, в области Савойя, близ границы Франции со Швейцарией, находится озеро Анси. Там, где в него впадает маленькая речка, расположен древний городок с таким же названием - Анси. Узкие средневековые улочки, каналы, стены замка и высокие, поросшие лесом горы со снежными вершинами. Страшные катаклизмы XX века обошли стороной средневековый город. На холме над городом стоит большая церковь-базилика, от которой тянется глухая монастырская ограда. В церкви - мощи почитаемых святых - Франциска Сальского и Жанны де Шанталь.
* * *
Св. Франциск происходил из аристократического савойского рода, получил университетское образование, но выбрал служение Богу. Со временем, он стал епископом, но остался в памяти людей как монах-подвижник, духовник, проповедник и бессребренник. Две главных его книги «Руководство к духовной жизни» и «Трактат о Божественной любви».
Среди европейского мира XVI в. - войн, крови, интриг и бесправия, он говорит о Евангелии, о Боге и Его любви к человеку, о том, что человек может жить по Божиим заповедям.
http://catholichurch.ru/index.php/topic … entry14841
При помощи своей духовной дочери, благочестивой многодетной вдовы Жанны де Шанталь св.Франциск основал женский монашеский орден в честь посещения Богородицей св.Елизаветы и монастырь, в котором и был погребен.
* * *
Дорога от города проходит среди лужаек с множеством цветов.
В громадном храме - тихо и прохладно. Яркие цветные пятна от солнечного света, проходящего через огромные витражи.
Монахини из расположенного за храмом монастыря собираются сюда на молитву по нескольку раз в день.
В монастырской лавке продаются не только католические статуи, но и православные иконы, и даже Сергиево-Посадские игрушки.
* * *
Интересно, что если память свт.Феофана мы празднуем сегодня, то память св.Франциска отмечается завтра. С праздниками, братья-христиане!
" Дорогие друзья мои, я хочу любить вас той святой любовью, которая пребывает в вечности, я не хочу такой дружбы, которая должна будет порваться и исчезнуть" (св.Франциск Сальский).
Виктор Судариков
*Отредактированному В. Я. Василевской
Отредактировано Маркиза де Комбале (2017-01-21 22:51:18)
Поделиться152017-01-28 00:12:49
Немного поговорок и цитат - может, кому для подписей или девизов пригодится
A tout prix.
Любой ценой.
Cache ta vie.
Скрывай свою жизнь.
Croire à son etoile.
Верить в свою звезду.
Ma vie, mes règles.
Моя жизнь - мои правила.
C'est la vie.
Такова жизнь.
Chaque chose en son temps.
Всему свое время.
L'argent ne fait pas le bonneur.
Не в деньгах счастье.
Le temps c'est de l'argent.
Время – деньги.
L'espoir fait vivre.
Надежда поддерживает жизнь.
Le temps perdu ne se rattrape jamais.
Ушедшее время не вернешь.
Mieux vaut tard que jamais.
Лучше поздно, чем никогда.
Tout passe, tout casse, tout lasse.
Ничто не вечно под луной.
L'homme porte en lui la semence de tout bonheur et de tout malheur.
Человек несет в себе семя счастья и горя.
Mon comportement - le résultat de votre attitude.
Мое поведение - результат твоего отношения.
Aujourd'hui-nous changeons «demain», «hier»-nous ne changerons jamais.
Сегодня – мы изменим «завтра», «вчера» – мы не изменим никогда.
Le meilleur moyen de lutter contre la tentation c'est d'y ceder.
Лучший способ борьбы с искушением - поддаться ему.
Ce qui ressemble a l'amour n`est que l'amour.
То, что похоже на любовь, и есть любовь.
Personne n'est parfait… jusqu'à ce qu'on tombe amoureux de cette personne.
Человек не совершенен … пока кто-то не влюбится в этого человека.
L’amour est une sottise faite à deux.
Любовь – это глупость, сотворенная вдвоем. Napoléon Bonaparte – (Наполеон Бонапарт)
Le meilleur moyen de tenir sa parole est de nejamais la donner.
Лучший способ сохранить свое обещание – никогда не давать его.
Napoléon Bonaparte – (Наполеон Бонапарт)
Savoir dissimuler est le savoir des rois.
Умение скрывать есть умением королей
Кардинал Ришелье (Cardinal de Richelieu).
Il faut écouter beaucoup et parler peu pour bien agir au gouvernement d’un Etat.
Вам следует больше слушать и меньше говорить, чтобы действительно действовать в интересах страны.
Кардинал Ришелье (Cardinal de Richelieu)
Les grands embrasements naissent de petites étincelles.
Большие пожары зарождаются из маленьких искр.
Кардинал Ришелье (Cardinal de Richelieu)
L’esprit cherche et c’est le coeur qui trouve.
Разум ищет, и только сердце находит.
Жорж Санд (George Sand)
Si tout le monde savait ce que tout le monde dit de tout le monde, personne ne parlerait à personne.
Если бы все знали то, о чем все говорят обо всех, никто бы ни с кем не говорил.
(Gabriel Hanotaux)
On s’aperçoit qu’on est devenu un spécialiste quand les choses dont on parle avec plaisir ennuient les autres.
Специалистом становишься тогда, когда то о чем ты говоришь с удовольствием скучно другим.
(Gilbert Cesbron)
Quand on déboulonne une statue, il faut garder le piédestal; cela peut toujours servir.
Когда снимается статуя нужно сохранить пьедестал, он еще понадобится.
(S. Lec-)
Il y a mille inventions pour faire parler les femmes, mais pas une seule pour les faire taire.
Есть тысячи способов заставить женщину говорить, но ни одного не заставит ее молчать.
(G. Bouchet)
Отредактировано О. Жозеф (2017-01-28 00:13:26)
Поделиться162017-02-12 21:36:14
Афоризмы и цитаты мадам де Сабле
Мадам де Сабле, (1599-1678), французская аристократка, хозяйка литературного салона
Нам гораздо больше по душе те, кто пытается нам подражать, чем те, кто пробует с нами сравняться.
Чужие глупости должны скорее служить нам уроком, чем предметом насмешек.
Выбрать из множества советов хороший не легче, чем додуматься до него самому.
Нет ничего опаснее хорошего совета, сопровождаемого дурным примером.
Нет человека, совершенно довольного своей силой, но почти каждый доволен своим умом.
Быть слишком недовольным собою — слабость; быть слишком довольным – глупость.
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-madam-de-sable
А мсье де Ларошфуко обязан своими Максимами игре в афоризмы в салоне мадам де Сабле:
"Максимы" - сборник изящных и острых изречений французского писателя и философа Франсуа де Ларошфуко на тему человеческой природы и придворных нравов. "Максимы" начались с игры в салоне мадам де Сабле, в которой участники составляли афоризмы на определенную тему и выбирали самые меткие, и стали одной из популярных книг XVII столетия, которую, по выражению Вольтера, "знали наизусть".
https://www.livelib.ru/book/1000520975- … laroshfuko
Отредактировано Маркиза де Комбале (2017-02-12 21:40:55)
Поделиться172017-04-29 17:35:20
В ЭТОМ ЗАМКЕ РОДИЛСЯ Д"АРТАНЬЯН! ОН ХОДИЛ ПО ЭТИМ МЕСТАМ!
Шарль Ожье де Батц де Кастельмор, граф д’Артаньян родился в 1613 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони.
Переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян.
Сделал отличную карьеру при дворе короля Людовика XIV.
Фактически он руководил средневековым спецназом, выполняя тайные приказы и особые поручения короля и кардинала Мазарини. Исполнение приказов обеспечивались особым мандатом высочайших особ, предполагавшим полную свободу действий.
Был удивительно храбрым и отчаянным воином, считался одним из лучших фехтовальщиков королевской гвардии. В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта французской гвардии, потом до капитана в 1655 году. В 1658 году он стал вторым лейтенантом, то есть заместителем командира в воссозданной роте королевских мушкетёров.
В 1667 году д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и других союзных государств.
В 1667 году за заслуги при осаде города Лилля был назначен его губернатором. В должности губернатора д’Артаньяну не удалось обрести популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. Ему это удалось, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне. В 1672 он получил звание «полевого маршала» (генерал-майора).
Д’Артаньян был убит пулей в голову при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений.
Гибель д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии, где его бесконечно уважали. Людовик XIV был очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», и написал письмо королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти».
Взято из сообщества ВКонтакте "Туризм с пользой! Путешествия со смыслом!"
За находку благодарим графиню де Ланнуа
Поделиться192018-07-02 22:57:09
Ладно, пусть игроки и отправились в долгий отпуск для восстановления творческих сил. Но почему бы и не поработать "Новостному листку" Наварского Коллежа?...
Лекцию по истории музыки (немножко до и немножко после времени наших персонажей) читает мсье Стивен Фрай (Из книги "Неполная, но окончательная история классической музыки")
"Что ж, позвольте взять вас за руку и провести по улицам начала семнадцатого века, — вот увидите, без сменной пары штанов вам обойтись не удастся.
1607-й. Хороший год? Плохой? Ну, если вас зовут Гаем Фоксом, то пожалуй что и плохой.
В том смысле, что вы уже умерли, а голову вашу выварили в арахисовом масле — всего год назад, после того, как вас застукали в Палате лордов пятящимся с мешком на спине — а мешок дырявый, и из дыры в нем сыпется порох. 1607-й отмечен также появлением новой пьесы всеми любимого барда, Уильяма Шекспира, а именно «Антония и Клеопатры». Отмечен он и созданной Галилеем технической новинкой, компасом, благодаря которому вы можете теперь с большей легкостью отыскивать путь по вонючим и мглистым улицам южного Лондона, направляясь в театр, где дают пьесу мистера Шекспира. Что у нас есть помимо этого? Дайте подумать… Ах да, как я уже сказал, у нас есть опера. Опера. Чего ж вам еще?
Да вообще-то, неплохо бы, я полагаю, обзавестись и оперными певцами. Собственно говоря, певцы у нас есть. Певцы есть, а певиц нету. Во всяком случае, пока. Пока у нас все партии поют мужчины. Еще с того времени, как сам Святой Павел, ни больше, ни меньше, объявил, что женщинам в церкви лучше помалкивать, певицы обратились примерно в такую же редкость, как ведьма за утренней чашкой кофе в доме епископа. Да, но если нет женщин, то кому же брать высокие ноты? Кто возьмет верхнее до? Похоже, без посторонней помощи в этом деле не обойтись. Если вы понимаете, к чему я клоню. Посторонняя помощь требуется, но выясняется, правда, это помощь вашего личного хирурга — будьте любезны, снимите штаны! Именно так: вместе с оперой мы получили самых злющих мужчин Италии — и нельзя отрицать, что причин для озлобления у них хватало, — КАСТРАТОВ. Вообще говоря, какой-нибудь «Канал культуры» мог бы снять о них неплохой познавательный сериал — на деньги Министерства здравоохранения.
Нет, честное слово, я бы с удовольствием послушал хорошего кастрата — просто чтобы понять, чем они отличаются от нынешних контратеноров. Идея, очень популярная в тогдашней Италии, состояла в том, чтобы оскоплять обладающего сопрано мальчика, тем самым сохраняя его голос, к которому прибавлялись грудная клетка, легкие и, следовательно, голосовой диапазон взрослого мужчины. Одним из самых прославленных кастратов был Фаринелли (1705–1782), которого, сказывают, сам Филипп V Испанский подрядил на предмет ежевечернего исполнения одних и тех же четырех песен. О нем даже фильм сняли — посмотрите, очень хороший.
ПРОЩАЙ, ЛЮБОВЬ
ПРИВЕТ, ЖЕМАНСТВО!
Да, правильно, я все понимаю. Но я тут ни при чем. Меня винить не за что. Итак, у нас имеется опера. Этакий хит из хитов, почти для каждого, кто ее хоть раз слышал. Да оно и понятно — уж больно отличается опера от всего, что существовало до нее. Она так же красива, как четырехголосная месса — даже та, что исполняется в богатых декорациях завораживающего взгляд собора, однако подумайте о том, насколько ЖИВОЙ выглядит опера в сравнении с мессой. Впечатление она должна была производить примерно такое же, как первые спецэффекты в кино. Публика просто-напросто не видела прежде ничего подобного. Вот то же и с оперой — она отличалась от всего, виданного до нее.
Простите, но как же удалось соорудить оперу, не имея ни одного приличного сопрано? Удивительное, если вдуматься, дело. И тем не менее, опера появилась и даже укоренилась, а вместе с нею появились и самовлюбленные примадонны. Правда, как уже было сказано, не женского пола. На деле, они были, что вполне объяснимо, похуже нынешних: самовлюбленные примадонны с постоянным поводом для недовольства. Повод для недовольства у них был, а яиц не было. Жуткое сочетание.
Впрочем, самое поразительное в совершенной оперой революции состоит в том, что она, годами и даже столетиями оставаясь самой большой сенсацией в вокальной музыке, привела к решительным переменам в области, на первый взгляд, от нее совершенно отличной, а именно, в музыке инструментальной. Почему? Да потому, что сидевшему в своей яме оркестру приходилось играть музыку все более и более театральную. И очень часто эта театральность требовала новых приемов, новых созвучий, о которых никто и не думал в те времена, когда инструменты использовались всего лишь для аккомпанемента. Теперь же, когда появилась нужда в новых звуках, в новой музыкальной ткани, композиторам понадобились и новые исполнители, способные играть сочиняемую для опер технически более сложную музыку. А это, в конечном итоге, привело к тому, что оркестр и вовсе покинул яму — выбрался на сцену и обрел самостоятельность — к большому недовольству Церкви.
Тут видите, какая штука: Церковь инструментальную музыку НА ДУХ НЕ ПЕРЕНОСИЛА. А почему? А просто потому, что она — инструментальная и, стало быть, НЕ ВОКАЛЬНАЯ. Если нет голосов, значит, не будет и слов, а если не будет слов, то как же хвалить Господа? Ну да и ладно, у нас теперь период постреформационный и влияние Церкви здорово ослабло. Даже ей не по силам помешать укорениться явлению столь фундаментальному, как инструментальная музыка. Так что музыка эта растет и развивается. Мы за ней еще последим, а пока — давайте-ка ко двору[♪] Людовика XIV.
Так-так, что там у нас со временем? Можете вы поднять обе руки и ответить мне, какое сейчас время? 1656-й, говорите?Да, я проверил, мои часы тоже показывают 1656-й. Время обновления. Что мы имеем? Ну-с, вот уже тридцать шесть лет как Майлс Стендиш[‡‡‡‡] и отцы-пилигримы высадились в Новом Плимуте [hide=О Людовике Солнце и новаторстве мсье Люлли]— поразительное, если вдуматься, совпадение: обогнуть немалую часть земного шара в списанной в утиль, хоть и быстроходной посудине и высадиться на берег в месте, носящем почти такое же название, как то, из которого вы отплыли. А кроме того, в Англии началась и закончилась Гражданская (далеко не цивильная) война, и остриженные под Битлов мужички — Кромвель и компания, — прибегнув к довольно крутым мерам, навсегда избавили Карла I от головной боли.
ВЗМАХ ЖЕЗЛА
С другой стороны, король Франции проводил это время в Париже с куда как большей приятностью. Собственно, если бы вам случилось заглянуть к нему в любой из дней 1656 года — или около того, — вы могли бы попасть на замечательное в своем роде представление. Замечательное не только тем, что правящий французский монарх переодевался «солнцем» и отплясывал, как последний дурак, но также и тем, что, когда он, наконец, отплясал, оркестр шагнул в своем развитии словно на другую планету. И все благодаря небольшому балету, сочиненному придворным композитором по фамилии Люлли.
Жан-Батист Люлли был подвизавшимся в Париже итальянцем, который появился на свет не только с музыкальным слухом, но и с пританцовывающими ногами. На пару с королем надумали они станцевать дуэт — Луи Каторз переоделся для такого случая Солнцем, откуда и взялся приставший к нему титул «Король-Солнце». На мой взгляд, «Король-Солнце» — далеко не худший из титулов, какой мог бы прилипнуть к отплясывающему, на совершенно идиотский манер, человеку. Наверное, объяснить приходскому священнику, что такое значит «Король-Уран», было бы намного труднее.
Успех балета был таков, что Люлли продвинули из рядовых «виолонистов» в управляющие «королевской музыкой», а вслед за тем он создал совершенно революционный оркестр, в который входили двадцать четыре скрипки, а с ними флейты, гобои, фаготы, трубы и литавры. Собственно, если вам выпадет случай послушать какое-то из сочинений Люлли в живом исполнении, постарайтесь не забыть, что половина инструментов, которые вы слышите, были в то время совершенно и чрезвычайно НОВЫМИ. Они были только что выдуманными техническими новинками, чудными штуковинами, свежеиспеченными игрушками. Люлли, видите ли, экспериментировал с музыкой и звучанием оркестра. И что еще важнее, делал это толково. И облик, и звучание оркестра он изменил навсегда.
Поделиться202018-09-08 20:10:21
Немного о французских королевах из рода Медичи из книги Пола Стратерна "Медичи: крестные отцы Ренессанса" (книга доступна на Литмире)
В это время [1540-е гг.] Екатерина уже вводила итальянские новшества в жизнь французского двора. Самый яркий пример в этом смысле, пожалуй, — гастрономия; говорят даже, что самим своим происхождением нынешняя французская кухня обязана именно Екатерине. До нее тут готовили на средневековый лад: запах несвежего мяса приглушал густой, вредный для здоровья соус, тяжелые для желудка блюда изобиловали кисло-сладкими приправами, а главным деликатесом считались острые специи. Екатерина привезла с собой во Францию несколько флорентийских кухарок, хорошо знакомых с особенностями итальянской кухни — куда более легкой и утонченной, чем французская. Отличалась она также и большим разнообразием: с Ренессансом пришел вкус к здоровым овощам, которые перестали считаться пищей бедных.
Итальянское отношение к еде настолько изменило французский стол, что затронуло даже тех, кто за ним сидит. Доныне французская знать считала еду занятием грубым, на которое тратишь время просто по необходимости; женщин же приглашали к столу лишь по особым случаям. Ну а итальянское застолье — дело семейное, собирающее мужчин, женщин, детей и даже слуг. С появлением Екатерины де Медичи женщины стали непременными участницами застолий при французском дворе. Точно так же и сам стол выглядел теперь иначе, изящнее, что ли. Самое яркое тому подтверждение — солонка Челлини, это настоящий художественный шедевр, но были и иные новшества: на место пивных кружек и стаканов пришли красивые винные бокалы и графины. До Екатерины французы резали мясо и дичь ножом, но ели руками; теперь за столом появились вилки, показавшиеся, впрочем, французам явным излишеством (настолько, что вскоре после смерти Екатерины они надолго исчезнут из обращения и вернутся на французский стол лишь в XVIII веке). Расширила Екатерина и меню, с ней пришли такие новшества, как «сладкое мясо» и заливные блюда; из Италии доставлялись овощи, в том числе артишоки и трюфели. И уж настоящей диковиной сделалось мороженое, а также коктейль из взбитого яичного желтка, сахара и марсалы [сицилийское вино] — zabaglione. Неудивительно поэтому, что с годами Екатерина изрядно пополнела, чего не могли скрыть даже льстивые придворные портретисты. Правда, благодаря танцам ей удалось сохранить талию, которой она весьма гордилась; именно Екатерина привила французскому двору вкус к балету, постоянно приглашая итальянских танцовщиков и балерин.
...
Именно она в конце концов узаконила во Франции стиль итальянского Ренессанса: построила Тюильри, большой королевский дворец, примыкающий к Лувру на правом берегу Сены (он будет сожжен в 1871 году, в дни Парижской коммуны, оставив после себя лишь Тюильрийские сады в самом центре города). При Екатерине также были спроектированы и построены несколько величественных замков, в том числе самый поразительный из них, тот, что нависает над рекой у Шенонсо. Он символизирует нерасторжимый союз итальянского и французского стилей, североевропейской готики и южного Ренессанса, являя собой удивительную метафору чистого Зазеркалья (не напрасно говорят, что один из замков на Луаре считается первоначальным местопребыванием Спящей Красавицы). Это — Флоренция, перенесенная к северу от Альп, и это также заальпийский дом Медичи: здесь расцвел самый дух семьи. Эти замки — не дворцы, в которых живут правители городов-государств, это Зазеркалье высшей власти; во Франции — как, впрочем, и во Флоренции, — Медичи стали суверенами, оставив позади все представления о демократии.
Подобно Екатерине, она [Мария]тоже внесла свой вклад в развитие французской кухни.
Да, повара Екатерины оказали на нее сильное влияние, но именно во времена Марии французская кухня обрела свой неповторимый стиль, и случилось это только после того, как местные повара усвоили саму концепцию итальянского поварского искусства. Состояла она в том, чтобы не приглушить, а как раз усилить аромат мяса или рыбы; соусам надлежало выявить, подчеркнуть уже имеющиеся природные элементы блюда, потому мясо готовилось в соусах, извлеченных из него самого, а рыба варилась в бульоне, изготовленном из ее же отходов — головы или хвоста. Раньше французские повара просто следовали итальянским рецептам, теперь же, усвоив основы итальянского приготовления блюд, они взялись за создание собственной национальной кухни.
Первым крупным французским шеф-поваром стал Франсуа ла Варенн. Он прошел школу итальянской кухни Марии де Медичи, а двадцать лет спустя написал книгу «Le Cuisiner francais» («Французский шеф-повар») — первое систематическое и полное описание французских блюд и рекомендации по их изготовлению. Ла Варенн завоевал себе известность в основном новым способом использования грибов для усиления вкуса говядины и телятины: именно в королевских кухнях было опробовано и названо в честь Марии де Медичи классическое ныне блюдо Tournetdos Medicis — бифштекс в винном соусе.